Маркировка товаров: как малому бизнесу подготовиться к изменениям?
Маркировка товаров — это новый проект правительства, призванный существенно изменить процесс торговли. Однако времени на подготовку осталось не так уж много: уже с 1 марта следующего года станет обязательной маркировка сигарет, с 1 июля обувь, а парфюм, одежда, шины и фототехника с 1 декабря. Большинство бизнесменов сейчас имеет преимущество, так как уже перешли на онлайн-кассы: они станут ключевым звеном в работе с маркированными товарами.
Зачем нужна маркировка и как она работает
Основная цель проекта — отслеживание оборота основных потребительских товаров путём маркировки, чтобы исключить попадание на рынок подделки.
Для различных товаров подобрали разные способы маркировки. Шубы будут промаркированы дорогостоящими RFID-метками, а сигареты, обувь и одежда простыми двухмерными штрихкодами DataMatrix.
Все сведения о движении товара циркулируют в цифровом виде: перемещение между юридическими лицами отмечается через универсальные передаточные документы (УПД) в системах ЭДО, а продажи покупателям — через электронные чеки, отправляемые онлайн-кассами в ОФД. Контролировать и обеспечивать процесс будет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), специальный оператор системы маркировки.
Что изменится?
1) Теперь работать с поставщиками придётся исключительно при помощи (ЭДО). На этом этапе бизнесменов могут ожидать трудности. При приёмке товара вы поучаете электронный УПД, но что с ним делать в дальнейшем? Необходимо подписать его, а затем отправить поставщику через ЭДО. Это означает, что придётся выделить доступ в систему ЭДО сотруднику принимающему товар. В случае если это по каким-то причинам невозможно осуществить, то принимать товар придется по-старому, подписывая бумажные накладные. А затем, на основании данных накладных подтверждать поставщикам электронные УПД самостоятельно. Желательно заранее решить как вы будете работать и обсудить это с контрагентами.
2) Поменяется и сам процесс приёмки. Принимать партию товара нужно будет сканируя коды маркировки и сверяя их с указанными в УПД. Количество отсканированных штрихкодов будет зависеть от упаковки товара. Маркировать придётся как каждую единицу товара, так и упаковки (короба, паллеты и т.д.).
3) Изменится и процесс продаж: станет необходимо сканировать коды маркировки и работать с ними в учётной программе. Также будут использоваться онлайн-кассы и электронные чеки: именно через чек касса оповещает о продаже товара и выходе его из оборота.
4) Наиболее крупные перемены ожидают торговцев импортными товарами и продукцией собственного производства. Генерировать коды маркировки в их случае регистратор эмиссии, который необходимо будет в обязательном порядке приобрести заранее. Производитель может использовать маркировки самостоятельно, печатая их на этикетках и наклеивая на товары. Однако предполагается ввести и специальные центры этикетирования и маркировки, с помощью которых можно будет заказать партию уже готовых и напечатанных штрихкодов. Ориентировочная цена — 50 коп. за код.
Даже если вы не производитель или импортер, вам все равно придется позаботиться о маркировке при возврате продукции. Вам могут вернуть вещь с поврежденным штрихкодом DataMatrix и в таком случае невозможно будет и избежать возврата, и вернуть его в продажу. Это означает, что придётся заняться его перемаркировкой.
Маркировка товаров: чек-лист для розниц
✅ Покупка, подключение и регистрация онлайн-кассы.
Большинство бизнесменов уже обязали использовать онлайн-кассы, а оставшимся уже пора планировать покупку. Именно при помощи онлайн-кассы будет сообщаться о продаже маркированного товара: это будет происходить посредством электронного чек, который касса отправит в ОФД, а затем в ЦРПТ, где чек сообщит о выбытии товара из оборота.
✅ Получение электронной цифровой подписи.
Подпись будет нужна для работы в системе электронного документооборота (ЭДО), чтобы ставить подпись в УПД от поставщиков.
✅ Подключение к ЭДО.
Документооборот по маркированным товарам будет вестись исключительно в электронном виде. Принимать и отправлять УПД нужно будет исключительно через ЭДО.
✅ Подключение сканера 2D-штрихкодов.
Главное чем должен обладать сканер — поддержкой считывания двухмерных штрихкодов. Этого будет достаточно для сканирования DataMatrix-кодов маркировки при приёме и продаже продукции. Если вы только сейчас открываете торговую точку, то лучше не покупать 1D-сканер — вскоре его придётся выбросить.
✅ Обеспечение работы с кодами маркировки в вашей учётной системе и кассовой программе.
Регистрировать продажи товаров будет кассовая программа, а хранить информацию учётная система. Последняя напрямую отвечает за удобство вашей работы.